Коротка адреса цієї сторінки
 

Экзюпери как-то написал: «Все мы родом из детства».

Белая чашечка

Кто-то позволит себе не согласиться с автором «Маленького принца». Кто-то, только не Евгения Гапчинская — молодая украинская художница, покорившая своими картинами почти весь мир.


Ведь только ей — взрослому человеку с детским восприятием мира - может прийти в голову придумывать такие милые, и даже наивные, названия своим картинам: «Варежки на резинке», «Я рисую хрюшу», «Козявка», «Я, как сладкая конфетка», «Пирожок с малиновым джемом»…

Когда Женя смотрит, кажется, что на тебя глядят добрые-предобрые глазенки ее маленьких героев. Они замечают даже самое, казалось бы, незаметное. И замечают так искренне, что трудно не поверить, что жизнь вокруг пушистая и мягкая, как детское одеяльце, теплая и яркая, как солнышко, нежная и ласковая, как мамина рука.

Для художницы нет ничего не важного. Во время общения с ней, ты понимаешь, что добро — это добро, верность — это верность, любовь — это любовь. Это все настоящее. Без тени фальши и сомнений. А мир только такой, какой ты его создаешь вокруг себя. И если тебе улыбаются встречные прохожие, это не означает, что ты выглядишь смешно. Ведь будет всем легче, если каждый из нас вспомнит, что улыбка действует на трудности, так же, как солнце на тучи — разгоняет их, и не существует лучшего способа стать друзьями, нежели смеяться вместе.

На ее картинах забавные детишки пытаются заниматься «взрослыми» делами — быть тореадором, думать о том, как сладко то, что нельзя. Но при этом они купаются в ванной, кушают «нямняшки», кормят золотых рыбок… Герои Жени Гапчинской — мальчики и девочки, а так же белокурые кудрявые ангелочки с крылышками.

Варежки на резинке

Одна моя знакомая как-то сказала, что от картин Евгении Гапчинской плакать хочется от радости. А какими вы видите свои творения?

— Наверное, вот такими. Буквально вчера я подумала, какая же я все-таки счастливая! Открываю дверь в мастерскую, а на меня смотрят эти глазенки. Бывает, нарисую картину, а на следующее утро не могу поверить, что это я ее нарисовала. Я своих героев так люблю. И потом я рада, что они дарят радость людям. Бывало даже, что у людей после того, как они приносили в дом мои картины, чудом рождались дети! Я и сама чувствую, какие мои рисунки положительные. От всей души стараюсь их сделать такими. И если я говорю, что все будет хорошо, значит, так оно и будет. Сама не знаю, как это получается.

Откуда берутся ваши персонажи?

— Это у меня часто спрашивают. А я не могу ответить, где я беру своих ангелов, девочек и мальчиков. Просто закрываю глаза и вижу их. Не могу даже сказать, что это за направление в живописи, и как так получилось… Я же до этого более десяти лет занималась академической живописью.

Вам трудно расставаться с картинами?

— Сначала трудно было. Но как-то мои друзья из-за границы сказали: «Женя, ты же их не для себя пишешь — отпусти картины». И как тут не отпустишь, ведь бывают случаи, когда мне не хочется расставаться с картиной, а клиенты плакать начинают. На последней выставке был случай. Я нарисовала небольшую картину – мальчик и девочка лежат в кровати, а на одеяле кошка. Это я нас с Димой рисовала и нашу кошку. Я так не хотела эту небольшую картину продавать, но как-будто специально многие подходили и спрашивали, хотели купить. Закончилась выставка, мы забрали работы в мастерскую. И как-то пришла ко мне пара – муж с женой лет сорока, и попросили опять таки эту картину, сказали, что у них трое деток. И я произнесла: «Забирайте!». На меня все посмотрели круглыми глазами, а моя помощница Таня настаивала: «Ты же ее не хотела продавать!». Похоже, и сами клиенты не надеялись, что я им ее отдам — у них даже не было нужной суммы денег.

Но все-таки, наверное, есть картина, которую вы храните у себя и ни за что не отдадите в чужие руки?

— Да. Это муж мне не позволил продавать одну из картин. Я как-то нарисовала маленького ангелочка, который уснул на столе, а перед ним на блюдце остался лежать кусочек надкушенного пирожка. Дима пришел вечером домой и говорит: «Это же наша с тобой дочка! Ты ее нарисовала»…

Девочка в шоколаде

Кстати о дочке Евгении и Дмитрия Гапчинских, Насте. Это в ней многие видят прототип Жениных героинь. Хотя, как мне кажется, на многих картинах художница рисует саму себя.

Женя, а Настя вам что-то подсказывает, как-то помогает в работе?

— Она помогает тем, что она у нас есть. Правда, говорят, что мои герои похожи на мою дочь – такие же беленькие и розовощекие.

Вы надеетесь, что Настя тоже будет заниматься живописью?

— Не могу сказать, что ей интересно, то, что и мне. Я, конечно же, могла бы ей помогать, подталкивать, но тогда бы все говорили: «Это же дочь Гапчинской. Все понятно». Я так говорю, потому что сама когда-то училась среди детей известных художников и говорила точно так же, меня ведь никто не протежировал.

Значит, вы дочке не навязываете своего мнения?

— Она такая умница. Это мы у нее — как маленькие дети, а она у нас такая себе мудрая бабушка. Ей очень нравится расписывать мебель. Для Насти самый лучший подарок — это шкаф. Я думаю, что она должна заниматься тем, что ей по душе. Теперь я знаю, что могу отдать ее, например, в Лондонскую школу дизайна…

…Несмотря на казалось-бы детское восприятие мира, Евгения Гапчинская настоящая модница. Созданная ею по заказу московского журнала Vogue серия работ пестрит модными марками: Miu Miu, Gucci, Moschino, Prada. Но это, оказывается, всего лишь помогает ее героиням мечтать. Стоит лишь посмотреть на ее картины, и можно увидеть кокетливых малышей с небрежно развязанными ленточками в волосах.

Недавно Евгения вывела на подиум не только прелестных барышень, но и целую команду двора. Речь идет о показанной в первый день Ukrainian Fashion Week коллекции «WAWA» с использованными в ней рисунками художницы.

Вам было интересно попробовать себя в качестве дизайнера одежды?

— Я и не думала, что эту мою работу кто-то заметит. А после показа ко мне подходили, поздравляли. Интересно получается: замечают мои какие-то небольшие проекты — будь то рисунки для коллекции одежды или для дамских сумочек. Но у меня же есть более крупные проекты в Европе, о которых, правда еще, рано говорить... Хотя теперь ко мне подходят и спрашивают, а нельзя ли сделать полотенца или тапочки с изображением моих картин. И я отвечаю: «А почему бы и нет».

Вы согласитесь, чтобы ваши рисунки были на тапочках?!

— Соглашусь. Вот только по ткани писать не буду.

Насколько мне известно, вы были не только на показе коллекции «WAWA»?

— Да, мне очень нравится работа Лилии Пустовит и Андре Тана. Я у них одеваюсь. А настоящим открытием на этой неделе моды для меня стала Виктория Гресь. Сейчас у нее, наверное, много работы, много заказов, но позже и я пойду к ней, и обязательно что-то куплю.

Да, новая коллекция Гресь очень успешна. Вам надо поспешить…

— Я не из тех людей, которые будут сражаться за какую-то вещь, — сказала Евгения и снова засмеялась. — Если подобное будет приносить радость людям, буду только рада, — не позволяет сомневаться Женя.

Публичные акции Евгении Гапчинской интересны. Но это не может сравниться, например, со смехом ребятни, с их горящими от радости глазами. Как-то она решила помочь детям-сиротам — создала медведей из дорогой кожи и замши и устроила аукцион, а вырученные деньги передала в одесский дом ребенка №1 для ВИЧ-инфицированных малышей. Или разрисовала свинок, которые тоже были проданы с аукциона.

В последнее время вы все чаще участвуете в благотворительных проектах. С чего бы это?

В первую очередь, это связано с тем, что я была в семье пятым ребенком. Мы привыкли жить дружно, помогать друг другу. И мне кажется, лучше, чем что-то все время говорить, рассуждать о хороших поступках — надо просто это сделать. Например, передать деньги в детский дом. Хотя в последнее время мое отношение к благотворительности сильно изменилось. Теперь я много думаю, перед тем как поучаствовать в каком-то проекте. Я с каждым разом все меньше верю тем людям, которые устраивают всякие благотворительные акции. Так что теперь я их придумываю сама, и затем отношу деньги в дом ребенка.

Почему вы перестали верить в чьи-то добрые помыслы?

— Просто я не видела, как и куда эти деньги уходят, в какие детские дома. Только говорят: «на помощь детям». Но все это такой бред!

И что жалеете, что свинок расписывали?..

— Нет, человеку (ресторатору Маргарите Сичкарь — авт.), устроившему этот аукцион я верю. Так же я сама позвонила Паше Гудимову и предложила свои работы для акции «Сердце не спи», чтобы выставить на аукцион…

Наверное правда, что в домах, где висят картины Гапчинской, люди никогда не ссорятся, а дети — не болеют. Стоить только взглянуть на замазанную шоколадом девчонку или малыша-тореадора, обнимающего быка, как уста невольно расплываются в улыбке… И понимаешь, что о детстве не надо вспоминать, им надо жить. Тогда и трудности будут казаться мелкими детскими огорчениями.

Еще один билетик в детство Жени Гапчинской — иллюстрация детских книжек. Иван Малкович часто хвастается журналистам, что ему очень повезло — он встретил замечательную художницу. В результате такого сотрудничества дети получили обложку «Чарли и шоколадная фабрика» и иллюстрации к книге «Лиза и ее сны». Сейчас они работают еще над одним проектом. Но пока это секрет. Единственное, что можно сказать, это будет история о самом любимом композиторе Ивана Антоновича.

Но самое удивительное, чтобы успевать столько сделать, Евгении не надо 48 часов в сутках (хотя, если честно, то они бы не помешали). Она сама знает как ей «растянуть» день — начать работу с семи часов утра.

…Если я начинаю работу так рано, то кажется, что в сутках больше часов, — признается художница. — Чем раньше встанешь, тем больше за день можно успеть. И никто тебя не тревожит. А вот после 10.00, как правило, начинает звонить телефон, я назначаю встречи. Все это очень отвлекает от работы. Утром же самое спокойное время. Днем приходится лавировать между звонками и рисованием.

А вы не случайно выбрали себе мастерскую на последнем этаже — вам, как всем художникам, нравится работать под крышей?

— Совсем нет. Я работала и на первом этаже. И это было очень удобно. А под крышей очутилась случайно, когда поняла, что мне нужна не только мастерская, но помещение, где бы я могла принимать клиентов. Хотя с первого этажа картины выносить было легче.

Вы помните тот момент, когда вас заметили?

— А такого момента, наверное, и не было. После училища я закончила институт, факультет живописи, стажировалась в Нюрнбергской академии художеств. Получив в Украине классическое, фундаментальное образование и приехав в Германию, увидела, как все ахают, охают, трогают портреты «за нос». Тогда мне стало ясно, что я умею делать то, чего они не умеют. А потом как-то внезапно начали поступать предложения от галеристов Парижа, Москвы, Лондона, Франкфурта. После выставок все картины раскупались. Сейчас говорят, что я модная украинская художница. Может быть и так. Но о том, что мои картины купил Лучано Паваротти или какие-то другие знаменитости, я как-то не думаю. Не было того утра, когда бы я проснулась и подумала: «Я знаменита». Сейчас, когда ко мне подходят на улице и просят автограф, я даже стесняюсь.

Вы привыкли добиваться своего?

— Я очень старалась, чтобы меня заметили — много рисовала. Помню, в детстве занималась все каникулы, чтобы после них прийти в школу и нарисовать лучше всех ножки, ручки…

За окном кафе, в котором мы встретились с Женей, светило яркое весенние солнышко. И я подумала: вот он мир полный красок и тепла, радости и искренности.

…Какое время года любит Евгения Гапчинская? Весна ее вдохновляет?

— Скорее, осень.

Любите долгие дождливые осенние вечера?

Нет, люблю много листьев под ногами. А еще люблю осенние море и пустые пляжи. Это такая тишина и спокойствие! Я была как-то в Форосе в маленьком частном пансионатике, а вокруг никого. Такая благодать!

«Главред», 27 березня 2006

 
A-BA-BA-GA-LA-MA-GA Logo